Век живи - век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.

(Козьма Прутков)

 

ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Дата написания.

2. Реально биографический и фактический комментарий.

3. Жанровое своеобразие. (любовь, политика, пейзаж...).

4. Идейное содержание:

а) ведущая тема;

б) основная мысль;

в) эмоциональная окраска, чувства;

г) внешние впечатления, внутренняя реакция на него.

5. Структура стихотворения:

а) основные образы стихотворения;

б) основные изобразительные средства (примеры, эпитеты, метафора, литота,ирония,сарказм, олицетворение, гипербола и т.д);

в) речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (анафора, эпифора, антитеза;

г) стихотворный размер.

д) рифма (мужская, женская, точная, не точная), способы рифмовки: аабб, абаб, абба, смежная: вв.

6. Звукопись (аллитерация (на солгласную) , ассонанс (на гласную)).

7. Строфика (2х, 3-х, 4-х стишье).

 

ПЛАН АНАЛИЗА РАССКАЗА
1. Главная тема рассказа.
2. Идейная направленность рассказа (что хотел автор рассказать или донести до читателя.)
3. Место действия
4. Основные события.
5. Действующие лица. (главные и второстепенные)
6. Внимание автора к духовному миру героев (нравственное и духовное развитие)
7. Роль пейзажа (с какой целью вводит его автор)
8. Роль автора в этом рассказе.
9. Мое отношение к героям и к рассказу в целом.

Анализ произведения должен нести логическую направленность; частично иметь связный текст. Объем анализируемого проивзедения должен быть не менее 2 – 2.5 страниц.

 

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

  1. Определение места героя среди других персонажей.
  2. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).
  3. Наличие прототипов и автобиографических черт.
  4. Анализ имени.
  5. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
  6. Речевая характеристика.
  7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
  8. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
  9. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
  10. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
  11. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
  12. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
  13. Оценка литературного персонажа его современниками.
  14. Герой как порождение своей эпохи и выразитель поределенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
  15. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

    С помощью представленного плана вы сможете наиболее глубоко и точно рассказать о литературном герое любого произведения. При анализе не обязательно использовать все пункты плана, так как план предназначен для любого героя, но не для отдельно взятого. Используйте только те пункты, которые вам действительно помогут.

Материал взят с сайта http://5litra.ru

 

Козьма Прутков. Кто он?

Козьма Прутков - коллективный псевдоним русских писателей середины  XIX века А. К. Толстого и трех  братьев  Жемчужниковых,  создавших   вымышленный сатирический  образ  самодовольного   поэта-чиновника.   Под   этим   именем печатались  стихи,  басни,  афоризмы,  комедии   и   литературные   пародии, высмеивающие    мнимое    величие,    консерватизм    мысли,    реакционную благонамеренность, различного рода эпигонство в литературе.

  В основу настоящего издания легло  собрание  сочинений,  подготовленное Жемчужниковыми.

 

С. А. СОБОЛЕВСКИЙ

ИЗ СТАТЬИ «ТАИНСТВЕННЫЕ ПРИМЕТЫ В ЖИЗНИ ПУШКИНА»

О странном <...> предсказании, имевшем такое сильное влияние на Пушкина, было упоминаемо до сих пор в печати три раза:

1) в «Москвитянине» 1853 года, стр. 52, том 10-й, в статье Льва Пушкина;

2) в «Казанских губернских ведомостях» 1844 года, 2-е прибавление, в статье г-жи Фукс;

3) в «Московских ведомостях» 1855 года, № 145, в статье Бартенева, который вполне передал в ней и рассказ г-жи Фукс. <...> 

Из этих рассказов всех подробнее и вернее изложение Бартенева. В многолетнюю мою приязнь с Пушкиным (замечу, что мои свидания и сношения с ним длились позже сношений и госпожи Фукс, и Вульфа, и Льва Пушкина)  я часто слышал от него самого об этом происшествии; он любил рассказывать его в ответ на шутки, возбуждаемые его верою в разные приметы. Сверх того, он в моем присутствии не раз рассказывал об этом именно при тех лицах, которые были у гадальщицы при самом гадании, причем ссылался на них. Для проверки и пополнения напечатанных уже рассказов считаю нужным присоединить все то, о чем помню положительно, в дополнение прежнего, восстановляя то, что в них перебито или переиначено. Предсказание было о том, во-первых, что он скоро получит деньги; во-вторых, что ему будет сделано неожиданное предложение; в-третьих, что он прославится и будет кумиром соотечественников; в-четвертых, что он дважды подвергнется ссылке; наконец, что он проживет долго, если на 37-м году возраста не случится с ним какой беды от белой лошади, или белой головы, или белого человека (weisser Ross, weisser Kopf, weisser Mensch), которых и должен он опасаться*.

Первое предсказание о письме с деньгами сбылось в тот же вечер; Пушкин, возвратясь домой, нашел совершенно неожиданное письмо от лицейского товарища, который извещал его о высылке карточного долга, забытого Пушкиным. Товарищ этот был Корсаков, вскоре потом умерший в Италии .

Такое быстрое исполнение первого предсказания сильно поразило Александра Сергеевича; не менее странно было для него и то, что несколько дней спустя, в театре, его подозвал к себе Алексей Феодорович Орлов (впоследствии князь) и стал отговаривать его от поступления в гусары, о чем уже прежде была у него речь с П. Д. Киселевым, а напротив, предлагал служить в конной гвардии .

Эти переговоры с Алексеем Феодоровичем Орловым ни к чему не повели, но были поводом к посланию, коего конец напечатан в сочинениях Пушкина (издание Геннади, том 1, с. 187), а начало в «Библиографических записках» 1858 г., с. 338. У нас ошибочно принято считать это послание посланием к Михаилу Феодоровичу Орлову, так как с ним Пушкин впоследствии очень сблизился <...>.

Вскоре после этого Пушкин был отправлен на юг, а оттуда, через четыре года, в Псковскую деревню, что и было вторичною ссылкою. Как же ему, человеку крайне впечатлительному, было не ожидать и не бояться конца предсказания, которое дотоле исполнялось с такою буквальною точностию??? После этого удивительно ли и то, о чем рассказывал Бартеневу Павел Воинович Нащокин?  Прибавлю следующее: я как-то изъявил свое удивление Пушкину о том, что он отстранился от масонства, в которое был принят, и что он не принадлежал ни к какому другому тайному обществу.

«Это все-таки вследствие предсказания о белой голове, — отвечал мне Пушкин. — Разве ты не знаешь, что все филантропические и гуманитарные тайные общества, даже и самое масонство, получили от Адама Вейсгаупта направление, подозрительное и враждебное существующим государственным порядкам? Как же мне было приставать к ним? Weisskopf, Weisshaupt, — одно и то же» .

Вот еще рассказ в том же роде незабвенного моего друга, не раз слышанный мною при посторонних лицах.

Известие о кончине императора Александра Павловича и о происходивших вследствие оной колебаний по вопросу о престолонаследии дошло до Михайловского около 10 декабря. Пушкину давно хотелось увидаться с его петербургскими приятелями. Рассчитывая, что при таких важных обстоятельствах не обратят строгого внимания на его непослушание, он решился отправиться туда; но как быть? В гостинице остановиться нельзя — потребуют паспорта; у великосветских друзей тоже опасно — огласится тайный приезд ссыльного. Он положил заехать сперва на квартиру к Рылееву, который вел жизнь не светскую, и от него запастись сведениями. Итак, Пушкин приказывает готовить повозку, а слуге собираться с ним в Питер; сам же едет проститься с тригорскими соседками. Но вот, на пути в Тригорское, заяц перебегает через дорогу; на возвратном пути из Тригорского в Михайловское — еще заяц! Пушкин в досаде приезжает домой; ему докладывают, что слуга, назначенный с ним ехать, заболел вдруг белою горячкой. Распоряжение поручается другому. Наконец повозка заложена, трогаются от подъезда. Глядь — в воротах встречается священник, который шел проститься с отъезжающим барином. Всех этих встреч — не под силу суеверному Пушкину; он возвращается от ворот домой и остается у себя в деревне. «А вот каковы бы были последствия моей поездки, — прибавлял Пушкин. — Я рассчитывал приехать в Петербург поздно вечером, чтоб не огласился слишком скоро мой приезд, и, следовательно, попал бы к Рылееву прямо на совещание 13 декабря. Меня приняли бы с восторгом; вероятно, я забыл бы о Вейсгаупте, попал бы с прочими на Сенатскую площадь и не сидел бы теперь с вами, мои милые!» 

Об этом же обстоятельстве передает Мицкевич в своих лекциях о славянской литературе, и вероятно, со слов Пушкина, с которым он часто видался (Pisma Adama Mickiewicza, изд. 1860, IX, 293).

 

 

ВСПОМИНАЯ ПУШКИНА...

Бесплатный хостинг uCoz